Попробуйте вспомнить, сколько игр по «Властелину колец» – и сколько из них можно назвать «хорошими» – выходили на современных платформах, и сколько вы можете вспомнить из существующих вообще в истории интерактивных развлечений. Тот факт, что к классической трилогии возвращаются в формате видеоигры – это уже хорошая новость; впрочем, к оригинальному «Хоббиту» что-то такое тоже нужно, и стыдно, имея роскошный повод, подменять одно другим. Тот факт, что речь идет о конвейерном LEGO-развлечении, изначально вселяло некоторые опасения. Это раскрученный, популярный, веселый и стабильно интересный сериал, однако в отсутствии других альтернатив в работе с первоисточником меньше всего хочешь увидеть глум и пародию – хочется большего, всеобъемлющего, фундаментального.Удивительно, но LEGO Lord of the Rings именно перечисленные требования и исполняет в первую очередь. Это не собранная наспех пародия на популярную фэнтези-вселенную. Честно говоря, по меркам сериала тут слишком мало шутят, слишком много разговаривают, и вообще честно выдерживают настроение там, где это необходимо. Единственным исключением оказывается глумление над сценой смерти Боромира (урукхай застрелил его… бананом) – и как раз в тот момент в душе просыпается удушающий нерд-рейдж: тут же хочется предъявить свои претензии всем, кто неудачно оказался в одном интернет-пространстве. Но и все, пожалуй. В остальном это – приятные, смешные шутки, правильно рассказанная история, верно выдержанный баланс повествования. Если в других похожих играх («Пиратах Карибского моря», например) сценаристы старались уместить как можно больше в один эпизод и без угрызений совести оставляли за скобками все, что не имело значения для общего сюжета, то здесь каждое событие показано осмысленно и в деталях – не всегда аутентично по отношению к двум первоисточникам (имеется в виду, что сравнивать с описанным в книге глупо, а с кинофильмами – непонятно, на каком основании), но в целом убедительно, без вопиющих нарушений логики.Что самое интересное – здесь поддерживается иллюзия open world’a, то есть того самого, что всегда мечтали увидеть в играх по мотивам. Причем этот открытый мир, с обязательной системой дополнительных квестов, существует в рамках кинотрилогии, и герои здесь – тот же Фродо, Арагорн, Леголас и все остальные. Переход «от бытия к быванию» невероятно плавный: если убрать из кадра характерной конструктору анатомии человечков и отдалить камеру, чтобы в глаза не бросались каноничные квадратные деревья, то внешний вид LEGO Lord of the Rings, буквально, шокирует. Это прекрасно. Это самая красивая LEGO-игра из всех выпущенных к настоящему времени, но также – самое красивое приключение в мире «Властелина колец» и самый правдоподобный перенос мира легендарного фэнтези со страниц книги на широкие экраны (Питер Джексон, прости).Возможно, в самом начале, во время пролога, батальная сцена собьет с толку, но надо переждать – как только Фродо в компании Сэма преступит порог родного дома, и весь Хоббитон окажется доступным для изучений (со сменой времени суток, и, нет, речь идет не о паре домиков да зеленой лужайке), сердце фаната заколотится со скоростью бегуна на короткие дистанции (то есть, будет близко к остановке, но не суть). В том случае, конечно, если речь идет о фанате – все остальные с гиком и улюлюканьем поспешат навстречу бесцветным прозрачным деталькам, указующим путь до следующего ивента.Смысл в том, что в игре сочетаются исследование открытого мира и прохождение традиционных для сериала уровней-эпизодов. Интересно и то, и другое, хотя в последних со временем начинает прослеживаться повторение паттернов: встречаются одни и те же игровые ситуации, зачастую никак не развитые. Приведу простой пример: в самом начале Фродо в компании друзей-хоббитов прячется от назгулов. Выглядит это примерно следующим образом: полурослики, пригнувшись, крадутся к правому краю экрана, время от времени им попадаются участки, которые обозревает всадник – его надо отвлечь, чтобы пройти дальше. Как отвлечь? Запустить деталькой в птичку на ветке, заставить Сэма вырастить какое-нибудь растение, повалить колонны – в общем, как-то взаимодействовать с окружающим миром (никакой свободы выбора при этом не предусмотрено – игрок должен догадаться, что от него хотят разработчики, и выполнить строго запланированное действие). Спустя несколько эпизодов будет разыграна похожая сценка: Фродо, теперь уже надев кольцо, пытается спрятаться от Боромира, что вроде бы просто – герой-то невидимый! – но по задумке авторов все же требует некоторой смекалки. Боромир не дает пройти дальше, потому что стоит на траве, и ловит всякий раз хоббита, когда тот пытается пробраться мимо. Его тоже приходится отвлекать примерно теми же средствами, что и раньше. Наконец, Фродо, Сэм и Голлум пробираются через болота, когда их внезапно настигает летающий назгул. Схема следующая: попав на участок, охраняемый противником, Голлум и Сэм прячутся, а Фродо надевает эльфийский плащ (оказывающийся зеленым кустиком из стандартного набора LEGO); переждав угрозу, герои двигаются дальше, решают, как преодолеть очередное препятствие, снова прячутся, и так на протяжении минут десяти-пятнадцати.Разумеется, это далеко не все представленные игровые ситуации. Напротив, в плане разнообразия LEGO LotR затмевает предыдущие работы ТТ Games; однако это не отменяет того факта, что некоторые эпизоды получились гораздо интереснее других, и имея перед глазами контент разного качества, ловишь себя на мысли, что перенести в формат видеоигры старались события попроще – тем сильнее заметна изобретательность создателей. А имея дело с уровнями, построенными постольку, поскольку без них была бы нарушена целостность повествования, можно и заскучать, особенно если потерять бдительность и долго ломать голову над поиском решения простейшей, в сущности, головоломки.
Пазлы по-прежнему являются главным содержанием и единственной смысловой нагрузкой всего происходящего на экране, однако теперь уровень сложности растет постепенно, почти незаметно, и не всегда осознаешь, что пытаешься решить очередную «традиционную» головоломку. К счастью, все решения довольно очевидные: вплоть до финальных уровней ясно представляешь, какие механизмы как работают, как использовать тех или иных персонажей, что нужно сделать. Некоторое смятение наступает в «разорванных» эпизодах, когда, скажем, Сэм и Фродо пытаются открыть ворота, «накормив» рыбой ведро, а Гендальф Белый в это время занят… Непонятно, честно говоря, чем он там был занят, но в финале сражался с огнедышащей тварью. Это даже не слагаемые – два совершенно разных момента истории, которые почему-то объединили кнопкой смены команды; хоп – пустошь, хоп – снег, горы. Поэтому путаешься, когда не можешь найти решение задачи, и только спустя минут десять вспоминаешь про «запасного» персонажа. Помогаешь ему – и вуаля, магическим образом появляется решение проблем первой команды.
Наличие открытого мира, между тем, подразумевает не просто множество дополнительных collectibles, но возможность – а для любителей собрать все ачивменты, скорее, необходимость – проходить отдельные эпизоды заново в команде, составленной самостоятельно. На локациях часто спрятаны мелкие бонусы, достать которые невозможно без нужного персонажа – и, как правило, он становится доступным уже позже. С одной стороны, страшно раздражает, что нельзя с первого же прохождения собрать все, что нужно, и пройти игру на 100%, но с другой – это отличный повод посидеть за LEGO LotR подольше. Есть и другой способ растянуть прохождение – посадить перед экраном приятеля и доверить ему второй джойпад. Решения большинства головоломок как раз заточены под напарника; если он отсутствует – приходится часто переключаться между действующими лицами, что сильно утомляет. При совместном прохождении, впрочем, игра может показаться слишком короткой – искусственно растянуть прохождение поможет разве что дурачество и тотальное уничтожение LEGO-объектов ради дополнительных деталек.
Но даже так происходящее рано или поздно скатится к хаотичному мельтешению перед глазами, особенно в те моменты, когда решения надо принимать быстро (комнату громит огромный тролль), но никак не получается совладать с управлением. Тот же эпизод в Мории, когда один полурослик должен забраться за противника и несколько раз ударить мечом, после чего предполагается, что игрок ловко переключится на Леголаса и запустит стрелой в лицо голодной твари, подпортит немало нервов. За редким исключением камера старается выбирать камерный ракурс – как если бы человек в самом деле собрал из конструктора локацию и смотрел на нее с одной стороны, три остальных огородив стенами. Поэтому иногда объекты перекрываются друг другом. Тролль-то специально разворачивается мордой к смотрящему телевизор, но где там носится Леголас, разобраться сложно, несмотря на наличие иконки с его лицом, подтверждающей, что персонаж выбран, просто непонятно чем сейчас занят. А потом приходится самому наводить указатель на цель, потому что на автомате эльф стреляет в противников, и прицел будет сбиваться, если его ударят орки. На самом деле этот момент не так чтобы выводит из себя, но душевное равновесие теряется. Опять же, люди, желающие получить очередной ачивмент, постараются пройти эпизод как можно быстрее (нужно уложиться в пятнадцать минут), и подобного рода заминки будут им мешать.Самый большой риск после прохождения LEGO Lord of the Rings связан с тем, что, как и любой продукт по популярной медиа-вселенной, игра только что не источает любовь к первоисточнику. Примерно как с One Piece в прошлом номере: нравится оригинал, не нравится, все одно – стоит поставить диск в консоль и провести перед экраном полчаса, и все, человек потерян для остального мира. Для такого рода видеоигр это, наверное, лучшая похвала. Жаль, правда, что ТТ Games окучила сразу всю трилогию. Соберись они продавать три игры отдельно, думаю, никто бы не стал возражать.